Зависимость от компьютерных игр Компьютер прочно вошел в повседневную жизнь современного общества. Вместе с ним появились и негативне факторы. Согласно проведенных исследований было установлено, что около 30% людей, которые увлекаются компьютерными играми, злоупотребляют нахождением в виртуальном мире. Еще 10% находятся в стадии психологической зависимости, подобно наркотику, от компьютерных игр. Возникает вполне реальный вопрос – а являются ли компьютерные игры чем-то вроде наркотического средства? Современные психологи утверждают, что явление психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Практика показала, что увлечение компьютером вредит многим людям, при этом многие из них нуждаются в серьезной психологической помощи. У таких людей даже невооруженным глазом можно заметить нарушение психических состояний. Таким людям присуще плохое самочувствие, снижение активности и настроения. Ухудшение самочувствия доходит вплоть до депрессии. Таким людям окружающий их реальный мир кажется неинтересным и полным различных опасностей. Поэтому они стараются устроить свою жизнь в совершенно другом мире – виртуальном, где они могут устанавливать свои правила игры, где им все дозволено. Основным признаком зависимости от компьютерных игр является дезадаптация, а также неадекватное восприятие себя и окружающего мира. Эту зависимость хорошо понимают окружающие человека люди, родственники друзья и знакомые, но только не он сам. Специалисты в области психологии определили основные критерии, которые являются определяющими для зависимости от компьютерных игр, а именно: 1. Полное нежелание отвлечься от игры. 2. Отсутствие способности спланировать окончание сеанса игры. 3. Сильное раздражение при вынужденном отвлечении от игры. 4. Отвлечение от домашних забот, пренебрежение служебными обязанностями, а также забывание об учебе, договоренностях и встречах во время игры на компьютере. 5. Злоупотребление кофе и другими различного вида психостимуляторами. 6. Пренебрежительное отношение к своему здоровью, отказ от личной гигиены и сна в счет проведения как можно большего количества времени за компьютером. 7. Готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, при этом, не отрываясь от компьютера. 8. Расходование значительных денежных средств на обеспечение обновления игр и различных дополнительных устройств компьютера. 9. Ощущение эмоционального подъема во время игры, особенно в тех случаях, когда случается выигрыш. 10. Обсуждение аспектов игровой тематики со всеми, кто даже имеет самое незначительное понятие о компьютерных играх. Психологи утверждают, и небезосновательно, что зависимость от компьютерных игр проявляется очень быстро. Намного быстрее, чем курение, алкоголизм, наркомания. Чтобы сформировать такую зависимость достаточно и полугода. Специалисты в области психологии выделяют четыре основных стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр. При этом каждая из них имеет свою четко определенную специфику. 1. Стадия легкой увлеченности. Начинается эта стадия довольно незаметно. Человек попробовал несколько раз сыграть в ролевую компьютерную игру. После этого он начинает «чувствовать вкус», ему нравится сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических событий, а также компьютерная графика и звуковое сопровождение. 2. Стадия увлеченности. Основным фактором, который свидетельствует о переходе человека на эту стадия, является появление новой потребности, а именно – играть в компьютерные игры. 3. Стадия зависимости. В эту стадию переходят далеко не все игроки. Приблизительно 10-14% от общего числа игроков находятся в стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Но следует отметить, что большинство игроков останавливаются на второй стадии, после чего сразу переходят на четвертую. 4. Стадия привязанности. Для этой стадии характерно то, что у человека угасает уровень игровой активности. На этой стадии отношение человека и компьютера можно сравнить с не плотно, но очень крепко пришитой пуговицей. В этом случае человек может «держать дистанцию» с компьютером, но полностью избавиться от привязанности к компьютерным играм он не может. Из всех четырех стадий эта стадия является самой длительной, и она может длиться на протяжении всей жизни игрока, находясь в полной зависимости от скорости угасания привязанности. Классификацию компьютерных игр можно представить в следующем виде: I. Ролевые компьютерные игры. Сюда входят: - Игры с видом «из глаз» своего компьютерного персонажа. - Игры с видом извне своего компьютерного персонажа. - Руководительские игры. II. Неролевые компьютерные игры. Сюда входят: - Головоломки. - Аркады. - Традиционные азартные игры. - Игры на быстроту реакции игрока. Психологи утверждают, что все существующие игры по-разному задействованы в процессах психических функций. Каждая игра имеет свою силу и глубину влияния на личность человека, свой механизм формирования психологической зависимости. В этом случае самыми опасными, с психологической точки зрения, являются ролевые компьютерные игры. В ролевых компьютерных играх играющий индивид принимает на себя роль персонажа игры. В этом случае правила игры обязывают каждого играющего выступать в роли компьютерного персонажа. В таких играх можно наблюдать процесс непосредственного «вхождения» индивида в игру, здесь наблюдается такой себе симбиоз человека с компьютером. В некоторых случаях можно наблюдать процесс утери своей индивидуальности и единения себя с компьютерным персонажем. Наблюдения показали, что ролевые компьютерные игры создают своеобразный уровень психологической зависимости от компьютера, и в частности от компьютерных игр. Рассмотрим ряд компьютерных игр. Так игра с видом «из глаз» «своего» компьютерного персонажа владеет максимально большой силой «затягивания» в компьютерную игру. Весь фокус состоит в том, что вид «из глаз» непроизвольно провоцирует человека к полному слиянию с компьютерным персонажем, он полностью входит в роль своего героя. Спустя несколько минут после начала игры, это время может быть разным для каждого человека и зависит от его индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта, играющий начинает терять свою связь с реальным миром, у него концентрируется внимание только на игре, которая полностью поглощает его. Человек, который играет в компьютерные игры, вполне серьезно воспринимает виртуальный мир, а действия своего персонажа считает своими. Так у человека появляется неконтролируемый мотив включения его в сюжет игры. Игры, которые показывают «свой» персонаж извне владеют несколько меньшей силой вовлечения игрока в игру. В этом случае человек управляет действиями персонажа игры как бы со стороны. Сравнение себя с героем игры здесь носит менее выраженный характер. В результате этого эмоциональные проявления и мотивационная включенность менее выражены, чем в играх с видом «из глаз». Руководительские игры получили свое название из-за того, что игроку в этом случае предоставляется право руководить действиями персонажей, которые входят в игру. Здесь игрок имеет возможность выступать в роли руководителей разного профиля – главой государства, главнокомандующим армии, командиром отряда спецназа, а в отдельных случаях даже «Бога», который управляет всеми историческими процессами. В этой ситуации играющий не видит своего компьютерного персонажа, и придумывает сам для себя какую-нибудь роль. Этот класс ролевых игр является единственным в своем роде, ибо здесь роль не задается игроку, а эту роль он просто воображает. Поэтому в таких играх «глубина погружения» в игру, будет существенна только у людей с хорошо развитым воображением. А такие показатели как механизмы формирования психологической зависимости и мотивационная включенность в игру будут не менее сильными, чем у других ролевых играх. А можно ли определить, есть ли у человека зависимость от компьютерных игр, или просто такая игра является для него простой разрядкой? В данном случае все довольно просто, процесс благотворного влияния компьютерных игр имеет следующий вид – человек на некоторое время «уходит» в виртуальный мир, чтобы слегка отвлечься от накопившихся проблем, снять стресс и т.д. И, как правило, это дает свой положительный результат. А при патологии все выглядит совсем по-другому – человек «выходит» из виртуального мира в обстановку реальной жизни, чтобы удовлетворить свои физиологические потребность и не забыть как выглядит реальный мир. Все главные потребности у такого человека находятся в виртуальном мире и удовлетворяются там. Окружающий реальный мир для таких людей начинает казаться чужим и неприемлемым. Ведь в реальном мире человек не может сделать то, что доступно ему в виртуальном мире. Чтобы избежать такой опасности надо хорошо понимать, что виртуальный мир не принесет человеку полного удовлетворения. Только жизнь в реальном мире дает человеку настоящие ценности.